Снимаем QTVR
Используемая оптика. Различные методы, съёмки: используя панолрамную головку, с рук, без
панорамной головки
________________________________________________________________________________________
Снимать сферические панорамы на самом деле проще, чем кажется на первый взгляд! Если у Вас есть объектив типа "Рыбий глаз" , FishEye или попросту фишай, то это радикально упрощает задачу. Для съёмки полной сферы требуется минимальное количество изображений. Правда, придётся смириться с некоторым снижением детализации, особенно по периферии кадра, сделанного оптикой типа фишай. Но, вследствие значительный, даже радикальный геометрический преобразований изображений в процессе создания сферической панорамы, эти дефекты малозаметны. Возникают проблемы в зените и надире, в некоторых случаях, Вы можете сделать дополнительные снимки.
Один из самых недорогих объективов типа фишаи это ПЕЛЕНГ 8мм. В комплекте имеет хвостовик для Nikon и резьбовое соединение М42. Купив
переходник его можно стыковать с камерами Canon.Я начинал снимать сферические панорамы именно этим объективом. ОДостаточно резкий, особенно по центру
Единственный его недостаток – внутренние отражения. Этот объектив даже продаётсяза рубежом, его даже включают в обзоры. ФОТОЗОНА, даже протестировала ПЕЛЕНГ, с результатами тестов, можно ознакомиться на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ. На что хочу обратить внимание. Перввый же пример - скульптура в парке. Белёсая полоса внизу, это блик или подсветка от неба! Вот такой у Вас получится надир....
8мм оптику типа фишай целесообразно использовать использовании на камере с матрицей APSC (кропфактор 1,6) для того чтобы замкнуть сферу потребуется сделать 4 кадра в положении «портрет». Останутся небольшие пустые места, сверху и снизу. Если над Вами небо а под ногами однородная поверхность, то проще всего будет ретушировать эти места. В противном случае, проще сделать 4 кадра с небольшим наклоном вниз и один кадр верх.
Гораздо лучший результат даст объектив Sigma 8mm F4 EX . Эту линзу производят практически для всех типов камер. В настоящее время, Sigma выпускает более дорогую модель Sigma 8mm F3.5 EX DG Таким образом для полного замыкания сферы потребуется всего 4 кадра. Используя Sigma 8mm F4 EX Олег гапонюк снял знаменитую сферическую панорамы ОТЕЛЬ МИЛЛЕНИУМ, Нью-Йорк. Панорама1 и Панорама2 . Вот так выглядит изображение сделанное Sigma 8mm F4 EX на камере APSC.
Отчётливо заметно, что не хватаепт перекрытия угла обзра 180 гр. по длинной стороне кадра. Придётся ретушировать или сделать дополнительный кадр.
Как сниались панорамы из окна гостиницы МИЛЛЕНИУМ? ;) С шеста. Камера имела наклон в сторону окна, поэтому получили полное перекрытие "надира". Вид по горизонту, в данном случаи, его можно назвать "надир" снимался дополнительным кадром.
При использовании камепр с полноформатной 35мм матрицей, использование 8мм фишаев не имеет смысла. Лучший результат можно получить используя 10мм фишаи.Первым таким фишаем был Nikkor 10,5mm. Имеет кружок изображения 28мм. Этот объектив используется с камерами APSCДля использования его на полноформатной камере Canon, плишлось использовать переходное кольцо и отпилить (в прямом смысле, ножовочкой) бленду. В результате, получаем возможность снимать сферическую панораму всего из 3-х кадров. Процесс «адаптации» этой линзы подробно описан на страничках Michel Thoby Используя переделанный таким образом Nikkor 10,5mm на камере Canon EOS-1Ds Mark II , Олег Гапонюк снял потрясающие панорамы с вертолёта «Вертолётная прогулка над Манхэттеном».
Вот так выглядят изображения, полученные 10мм фишаями на полном 35мм кадре:
При использовании полноформатной камеры, лучше всего использовать 10мм фишай - Sigma AF 10mm f/2.8 EX DC HSM Fisheye
Для использования его на полноформатной 35мм камере, так же как и в случаи с Nikkor 10,5mm, Вам придётся удалить бленду. Показано пунктиром. В чём преимущество этой линзы Sigma AF 10mm f/2.8 EX DC HSM Fishey перед Nikkor 10,5m? Первое, гораздо лучшая устойчивость к бликам. Второе, на камерах Canon, EXIF имеет полную информацию для создания изображений с расширенным ДД.
Можно ещё повысить качество съёмки. Для этого, придётся использовать более "длиннофокусную" оптику. Для съёмки сфер полноформатной 35мм камерой удобно использовать 15-16 мм фишаи. Длительной время приходилось использовать ЗЕНИТПР-16/2.8, но вот появилать Sigma AF 15mm f/2.8 EX DIAGONAL FISHEYE CANON EF Используя эти линзы наполноформатной 35мм камре можно снималь сферы по формуле: 5-6 по кругу с наклоном 15 гр. вниз + два кадра (накрест, 90 гр) зенит.
Например я некоторое время использовал ЗЕНИТПР-16/2.8 на камере Canon 10D. В этом случае для замыкания сферы требуется сделать два кольца из 9 кадров 1-2 кадра зенит и по желанию 1 кадр надир. Часто надир (низ панорамы) я просто ретушировал, не снимая ни одного кадра. Возможно замкнуть кольцо из 8 кадров, но в этом случае будет маленькое перекрытие, что значительно усложняет стыковку соседних кадров и усложняет борьбу с параллаксом.
Вот так выглядит серия изображений в окне загрузки PTGui
В качестве примера я сделал ресайз и сохранил эти снимки в архиве, приложив и проект. В данном случае это не сфера а цилиндр.
Как видите, снимать сферу 16мм оптикой на камерах APSC довольно затруднительно. Потребуется значительное количество исходных изображений. Слабым утешением может служиь высокая детализация.
Одной из проблем является перекрытие надира при съёмке сферических панорам. Для решения этой проблемы, французский фотграф-исследователь Michel Thoby предложил замечательное устройство СЛИМРОТАТОР. Это та же панорамная головка, у которой сведено до минимума перекрытие надира, элементами конструкции головки. Почитайтеп СТАТЬЮ на сайте М. Тоби.
При использовании сери кадров для сферы используя объектив Nikkor 10,5mm адаптированный к камерам Canon с полноформатной 35мм матрицей. Более подробно процесс съёмки с использованием СЛИМРОТАТОРА описан в ЭТОЙ СТАТЬЕ. Используя Nikkor 10,5mm на камере Canon. 5D, можно замкнуть сферу всего из трёх кадров. Для изготовления моей конструкции необходимо сделать заказ на предприятии, т.к. подразумевается использование металлообрабатывающих станков.
Основываясь на идеях М.Тоби я изготовил более продвинутую версию слимротатора, позволяющую изменять наклон камеры, снимать зенит, изменять угол поворота по горизонту.
Данная конструкция легко разбирается и компактна в разобранном состоянии, что крайне удобно для путешествий. Есть два варианта сборки. Более продвинутая, с возможностью наклонов нодального слайдера и "классический вариант" - юез наклона.
Более простую, но не менее функциональную конструкцию изготовил Юрий Герштейн. Ознакомится с ней можно на ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.. На другой страничке Юрий Герштейн описывает метод съёмки с «кривым штативом»» , это позволяет снимать в помещении с длинными выдержками.
Сферические панорамы можно снимать без штатива с рук. Для того, чтобы как можно точнее позиционировать в пространстве нодальную точку проще всего воспользоваться отвесом. Эту конструкцию называют ФИЛОПОД, по имени предложившего этот способ Филипа Хурбейна Для удобства крепления отвеса, я сделал на своём Nikkor 10,5mm специальное крепление для отвеса.
Сферические панорамы, можно снимать с рук не только фишаями! Я изобрёл успройство позволяющее снимать многорядные панорамы с рук и даже получил патент на это изобретение. Подробнее о нём в конце ЭТОЙ СТАТЬИ.
А как же "обычные" панорамы? Те, у которых угол обзора по гризонтали менее 360 гр. Использовать сппециализированны е головки? Как вариант. для непредвзятых зрителей смириться с артефактами, или же увеличить перекрытие между исходными изображениями, Smartblend поможет замаскировать параллакс. Я предлагаю использовать вот такую "панорамную голову".
Узля от RRS и самодельный нгдальный слайдер позволяют оперативно превратить обычную головку в панорамную. Положение нодальной точки устанавливается приблизительно. Как показано на фото. Перд съёмкой лучше сделать вот такую шпаргалку:
Положения нодальных точек, для различных фокусных расстояний. Как пример использования данного приспособления. Панорама Олега Гапонюка:
Рекомендую снимать поворачивая камеру в одном направлении, с целью сохранить последовательность кадров. Собрав первую панораму, сохраните проект как шаблон (template) и сбирать следующие проекты будет значительно легче.
Таким образом, можно утверждать, что приобретение дорогостоящих устройств в большинстве случаев не оправдано. для съёмки панорам, в том числе и сферических можно отказаться а применение специализированных приспособлений, зачастую даст лучший результат, т. к. будут учтены приктические нюансы съёмки панорамных изображений.
Надеюсь Вы уже сняли свою первую серию? Тогда переходим на
следующую страницу: СОБИРАЕМ И КОДИРУЕМ QTVR